| Что такое УЗСК и как его измерить. Причин измерять Угол Замкнутого Состояния Контактов прерывателя, а не привычный зазор, по крайней мере, две:
1. Измерять УЗСК при наличии простейших измерительных приборов легче, чем лазить щупом по труднодоступным контактам;
2. Измерение зазора не учитывает неидеальность контактов: при наличии эрозионного переноса металла с одного контакта на другой результаты измерений будут неточны.
У четырёхцилиндровых двигателей за один оборот вала трамблёра контакты совершают четыре цикла замыкания/размыкания; следовательно, УЗСК может лежать в пределах от 0° (контакты раздвинуты настолько широко, что не замыкаются вообще) до 360°/4= 90° (контакты сдвинуты вплотную и постоянно замкнуты; зазора нет).
Рассмотрим схему классической контактной системы зажигания. Если мы подключим стрелочный вольтметр параллельно контактам прерывателя и включим зажигание, то вольтметр при остановленном двигателе покажет либо 0В - в случае, если контакты остановились в замкнутом состоянии - либо напряжение питания 12...14В - если контакты разомкнуты.
Заведём мотор, не отключая вольтметра. Теперь контакты замыкаются с достаточно большой частотой (33Гц@1000 об/мин), и вольтметр покажет некоторое усреднённое значение напряжения, которое зависит только от УЗСК (напряжение питания системы будем считать неизменным). Легко сообразить, что при УЗСК=0° (контакты всегда разомкнуты) вольтметр покажет напряжение питания, а при УЗСК=90° (контакты постоянно замкнуты) показания будут равны нулю. В принципе, этого уже достаточно, чтобы узнать УЗСК, т.к. нулевая отметка шкалы будет соответствовать 90° УЗСК, а отметка, до которой отклонилась стрелка вольтметра при подключении его к аккумулятора - нулю градусов УЗСК.
Зависимость, как видим, обратно пропорциональная. Неудобно. Поэтому включим вольтметр параллельно первичной обмотке катушки зажигания и получим прямую зависимость: сейчас 0В будет соответствовать 0°УЗСК (постоянно разомкнутые контакты).
До практической конструкции остался один шаг (напоминаю, речь пока идёт о стрелочном вольтметре): добиться, чтобы полному отклонению стрелки прибора соответствовал УЗСК=90°. Поскольку в большинстве стрелочных авометров (ещё недавно общеупотребительной серии Ц43хх) шкала оцифрована на 30 делений, то получится прекрасная шкала с ценой деления в 3°. Решение достаточно ясно: поставить авометр на предел от 3 до 12 В (какой есть в конкретном приборе) и подобрать дополнительный резистор так, чтобы при заведённом моторе (чтобы напряжение бортсети было, как при измерении УЗСК) стрелка вольтметра , подключённого к + катушки и массе, отклонялась до последней отметки шкалы. Сделав это, переключаем минус прибора с массы на контакт прерывателя и по шкале считываем значение УЗСК.
| |