| Чтобы двигатель не молотил Об индивидуальной настройке пусковой системы карбюратора рассказывает Антон УТКИН.
Многим знакома такая картина. Подходит рано утром водитель к своим "Жигулям", открывает дверь и садится за руль. Вначале слышится жужжание стартера, потом мотор "схватывает" и последующие пять минут оглашает окрестности надсадным ревом. Такая работа противопоказана холодному мотору, не говоря уж про покой жильцов в округе. Но уменьшить обороты, слегка утопив кнопку "подсоса", этому водителю нельзя - двигатель может заглохнуть из-за переобеднения смеси.
Рис. 1. Карбюратор "Озон": 1 – трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 2 – воздушная заслонка; 3 – дроссельная заслонка первичной камеры; 4 – рычаг заслонки первичной камеры; 5 – тяга привода дроссельной заслонки; В - пусковой зазор воздушной заслонки; С - пусковой зазор дроссельной заслонки.
Беседуешь с хозяином и выясняется, что все системы автомобиля отрегулированы - либо в автосервисе, либо владелец сам все выставил точно в соответствии с руководством по эксплуатации. А поскольку явление это довольно распространенное, попробуем разобраться, в чем тут дело.
На карбюраторных двигателях частота вращения коленвала при полностью вытянутой кнопке "подсоса" зависит от того, насколько приоткрыта дроссельная заслонка первичной камеры. Это обеспечивает специальный механизм карбюратора. В "Озоне" (рис. 1) основной его элемент - толкающая тяга 5, изгибая которую регулируют зазор С между краем заслонки и стенкой камеры. В карбюраторах "Солекс" (рис. 2) регулировка удобнее. Там основной элемент - винт 5, по головке которого скользит край фигурного рычага воздушной заслонки. Отрегулированный на заводе зазор С в карбюраторах "Озон" составляет 0,7-0,9 мм (в зависимости от модели), а у всех "солексов" - 1,1 мм. При этом обороты прогретого двигателя при полностью вытянутом "подсосе" у всех автомобилей ВАЗ должны быть в пределах 2800-3100 об/мин.
Поскольку "характеры" двигателей даже одной модели и карбюраторов разные, одинаковая регулировка не всегда дает оптимальные результаты. Поэтому предпочтительней регулировка непосредственно на двигателе. Но и здесь не все так просто. Установив обороты прогретого двигателя около 3000 в минуту, мы вправе надеяться, что после пуска промерзшего мотора зимним утром они будут гораздо меньше, скажем, 1000-1500 об/мин, поскольку значительная часть мощности расходуется на прокачку загустевшего масла по каналам.
Но не будем забывать, что эти регулировочные данные определены еще в те времена, когда "жигулевская всесезонка" воспринималась, как венец творения нефтехимии. Ныне же, когда в двигатель и коробку передач "жигулей" нередко заливают "синтетику", обороты холостого хода при прогреве могут быть такими же высокими, как при скорости 100 км/ч!
Рис. 2. Карбюратор "Солекс": 1 – воздушная заслонка; 2 – рычаг управления воздушной заслонкой; 3 – тяга "подсоса"; 4 – стопор регулировочного винта; 5 – регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки; 6 – рычаг дроссельной заслонки первичной камеры; 7 – дроссельная заслонка первичной камеры.
Как правило, обороты двигателя при прогреве почти никто не регулирует и весь срок службы машины работают с первоначально установленным на заводе зазором С. Такое положение вполне устраивает завод: ведь многие водители предпочитают прогревать мотор как раз на повышенных оборотах - вытянул "подсос" до упора, включил стартер и больше ни о чем не думай. Главное, чтобы машина вообще поехала, а срок службы двигателя - дело десятое.
Но есть среди владельцев современных малолитражек и такие автолюбители, которых весьма тревожит грохот деталей, болтающихся в зазорах непрогретого мотора, и которые хотят, чтобы их "жигуленок" или "Москвич" лишь тихонько пофыркивал при прогреве. Этого можно достичь только индивидуальной регулировкой карбюратора "на слух". Чтобы снизить обороты двигателя с карбюратором "Озон", снимите воздушный фильтр и возвратную пружину рычага дроссельной заслонки. Затем, используя пассатижи, еще сильнее изогните толкающую тягу 5 прямо на карбюраторе, сделав ее короче. После установки деталей на место снова пустите двигатель. Выставить желаемые обороты с первого раза удается не всегда. Если зазор С получится несколько меньше оптимального, то в сильный мороз придется некоторое время после пуска придерживать педаль газа ногой, зато летом мотор будет прогреваться на оборотах чуть выше холостых.
Регулировать зазор С целесообразно также при переходе на масло другого класса вязкости.
С карбюратором "Солекс" - гораздо проще. Не снимая никаких деталей, а иногда даже на работающем двигателе, заворачиваем ключом "на 7" регулировочный винт 5, уменьшая тем самым обороты до минимально устойчивых. Иными словами, здесь можно быстро "подстроить" мотор под любое масло и любое время года.
| |