АЗЛК. виртуальный клуб владельцев автомобилей Москвич
опыт эксплуатации автомобилей Москвич сегодня: 28:07:2004 
Зайти!   Зарегистрироваться!    О Клубе    Поиск     
   Cервис
   Шины и диски
15:07:2004 Братия и сестры!!!! По пожеланиям и заявкам членов Клуба объявляется конкурс на участие в шашлыкоеденирепивопитиеобщение!!!!!!
Подробности

Сейчас на сайте:

Bom     MKV     Condish*     Black Angel     КИМ     Somax     nemoИЖ     kozerog     echalnev     crimea     DimA666    

Сейчас в чате:

Aleks_nw  

 Коллективный банк знаний по автомобилю Москвич
   Здесь можно найти ответы на многие вопросы , связанные с эксплуатацией и ремонтом автомобилей Москвич. Ищите ... смотрите ... читайте. А если Вы зарегистрированы - то добавляйте!
Bернуться на верх Литературный раздел  Шёл день шестой 

 Шёл день шестой
   Довольно абстрактные рассуждения о разных гранях культуры и истории, основанные на симбиозе воспоминаний автора и рассказов очевидцев.
    
 
  Шёл день шестой (Павед Максименко)










Павел МАКСИМЕНКО











ШЕЛ ДЕНЬ ШЕСТОЙ...




















1997











ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда садишься писать, то самое сложное - форма. Уже ясно о чем, но - как? Художественной литературе известно множество форм, но пишется нечто междужанровое, и все они - формы - оказываются неподходящими. Попытка втиснуть желае-мое в известные и принятые рамки неизменно ухудшает ре-зультат, делая его лишь условно удовлетворительным.

То, что лежит перед Вами, должно было бы стать своеоб-разными автобиографическими заметками. Но желаемое повест-вование оказалось бессмысленно многословным и скучным, и остались лишь разрозненные отрывки, которые я счел единст-венно возможными. Все остальное - в корзину! Отрывки эти получили некие названия - скорее по ощущению, чем по содер-жанию - и между собой формальной связи не имеют. Связь же иная - прерогатива читательского воображения.


АПОКРИФ

...Но День не может длиться вечно, ибо Ночь - без конца. То, что люди привыкли называть словом "день" - лишь блаженная иллюзия, выдуман-ная ими...
...Но Солнце не может взойти, ибо лишь Луна - и только она - царствует на небосводе...
...Но Дождь не может перестать, ибо лишь вода. вода, вода...

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Был ли Иоанн Богослов ясновидцем, или же все сказанное им - лишь трактуемая случайность? Впрочем, - что за разница!? "Каждому возда-стся по Вере его." Так неужели же не страшно неверие, ибо неверие, - а по нему тоже воздастся - приведет к небытию. Сложно поверить, при-нять, осознать, что кто-то может сам, по своей воле, желать себе небы-тия. Но - не верят, но - желают, но - ...




Я возвращаюсь. Подведен итог.
Монистами вагонов забренчали
За лабиринтом судеб и тревог
Кочевники на северном вокзале.



К перрону поезд подползет, смеясь, -
Еще один отрезок жизни прожит.
Я сбрасываю кожу, как змея,
Но это же шагреневая кожа.

Не зачеркнуть ни имени, ни дня,
Не возродить поступка или слова, -
Прожитое уходит от меня,
Чтоб никогда не возвратиться снова.

Лишь только память воскресив без лжи,
Куски судьбы разрозненные сплавив,
В твою одну единственную жизнь,
И жесткий счет безжалостно представив.


ТЕЗА

...У каждого человека лишь только два пути - Христов или Антихристов. Даже верующему беспредельно трудно избрать Христов путь, а уж без веры - лишь Антихрист возможен. Явившись мессией, Иисус повторил сотворение мира Богом - боль свою очеловечил, возведя в любовь. Мы же - хотим или не хотим - повторяя Христов ли, Антихристов ли путь - тоже творим - одни Веру, - и Любовь, - другие - неверие, - и Ненависть. И у каждого из нас рано или поздно бывает свой день первый, день вто-рой, день третий... Для меня - всегда, наверное, - идет день шестой...

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР

- Что Вам за дело, друзья мои, до мира, беснующегося вокруг
Вас? Он ли Вам нужен, он ли Вас определяет и влечет?
- Но мы - в нем! Хотим мы того или нет, но - в нем!
-Но взгляните - копошащиеся вокруг существа - люди ли? Они ли
достойны внимания Вашего, участия Вашего, скорби Вашей?!
-Но они заблудшие! Не нам ли дано им путь указать? Не мы ли
мессиями для них?
-Вознеситесь над толпой - и указывайте ей путь тогда. Но не
будьте в толпе - она растопчет Вас, ибо пророков - ненавидят, яс-
ясновидцев - бояться, а добро человеческое наказуемо в первую очередь. Лишь Добро, что от Бога, а не от человека - истинно!
- Но ведь мы сами - часть этой толпы, не так ли? Или даже -
сама толпа!
- Толпа была, есть и будет. Она - как муха, вечно кружащая
над землей, но нельзя же муху - символом жизни считать! Скорее уж
- мертвечиной тянет. Господь ниспослал Вам свое благословение -
Вам ли с толпой ровняться?! В предках Ваших, в крови их - буду- щее Ваше, будущее России.
- Но мы - лишь смертные, которые не могут больше, чем могут.
А толпа - она втопчет нас в грязь. Что мы против нее и в глазах
ее?! Ничтожества...
- И Христос был толпою распят - и ею же вознесен. И не он
один. Можно, конечно, и самим уйти, исчезнуть - Сережа, Марина,
Володя тому примеры, - но цикута не всегда лучший выход. Вспом-ните Боречку, Иосифа в конце концов - он принял скипетр из рук Анны Андреевны и так гордо - несмотря ни на что - несет его до сих пор.*
На них равняться надо, на них...

ПУШКИН

Танечка, Танечка! Всеми почти уже забыта ты, так многое предо-пределившая. Лишь гитара твоя волшебная горьким напоминанием о неподкупности времени лежит скромно в одном из залов Музея... Та-нечка! Танечка! Благослови тебя Господь!

Простор забыт, пейзаж не изменить,
Скупая осень призрачно ступает,
И наступает время семенить,
А время воспарить - не наступает.

Унылый двор - свободы нашей вор -
Облупленными стенами обужен,
Слепые окна пялятся в упор,
Да злой алкаш бредет по грязным лужам.

Пейзаж не изменить, а все же жаль,
Что зол алкаш и окна вечно слепы,
Что одичалой кошкою печаль
Себе в жилье взяла парадных склепы,
Что двор забыл о том, как зеленел,
И баба алкаша давно забыла,
Как голос ее в юности звенел,
Когда она "Платочек" выводила.

Ей не поется двадцать с лишним лет,
Ей безразлично, что бухой сосед
Ее худыми лапами хватает.
Он одинок, пропойная душа,
Он, как близнец, похож на алкаша -
Она его за мужа принимает.

Мы здесь свои - стареем, водку пьем,
Мы здесь живем как будто не живем,
Мы здесь же и умрем, а это значит -
Алкаш почует дармовой стакан,
Унылый двор раскроет свой капкан,
А баба алкаша - смешно заплачет.







КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Вид справа

По Гоголевскому - мимо Гегеля сидячего - минуя - вот уж дейст-вительно голая реальность - или сюр? - громаду Министерства обороны. Потом - Красная площадь - справа - Исторический музей. (Это здание маленький Лева Розенфельд, увидев впервые - года три ему тогда было - назвал шоколадным дворцом с глазурью. Вспоминал ли это когда-нибудь Председатель Моссовета Лев Борисович Каменев? Неизвестно. Но знаю, что жена его, Ольга Давыдовна, - в девичестве Бронштейн, - написала об этом своему брату в Мексику. Может, именно поэтому в "Последнем патриархе" Маркеса фигурирует Площадь Шоколадного Дворца в далекой стране.)

Вид сверху

Два одураченных истукана сторожили (от кого? -) прах вели-чай-шего из грешников, возведшего грех в благодеяние. Но - и плакаль-щик он был величайший, но - и каялся истово, и грехи его - давно Гос-подом отпущены и прощены. О чем думал он, сидя в уютном домике в Швейцарских Альпах с Инессой Теодоровной Стефани - и убеждая ее в огромном будущем почти неизвестного тогда, читающего часто в эмиг-рантских кругах некоего Осипа Эмильевича - фамилию его тогда не знал почти никто ?
О чем думается у величайшей из усыпальниц человечества? “Sic transit gloria mundi” - Прошла ли она для него? или - еще не наступила?

ОТСТУПЛЕНИЕ - НЕ К МЕСТУ

Отчего настроение называется паршивым - от парши, параши или поро-ши? Роса и росток - не один ли корень? Как не один ли корень истинно-сти, истовости и истошности? Многих я об этом спрашивал, но никто - или почти никто - не хотел говорить со мной об этом, отмалчиваясь, от-некиваясь или отмахиваясь. (Кстати, может, и у этих один корень?)

ЛЮБОВЬ

Угол Денежного и Глазовского. Старый дом, давно уже ждущий,
но страшащийся реставрации. Что он видел? Кто в нем жил? И помнят ли обитатели его - нынешние или прошлые - весну 17-го - красивую женщину (4-ый этаж, дверь направо), ежедневно ходившую в соседнюю лавку за снедью, и лысоватого франта, часто приходившего к ней. Мо-жет быть их дочь так и унесла с собой тайну своего рождения...



И снится:
Женщина приходит,
И говорит, что не находит
Она покоя без меня,
Что остальное все не важно...
...А ливень ухает протяжно
И печь чернеет без огня.
Ну, и, конечно же, деревня,
И облетевшие деревья
Все жмутся к нашему окну...
...Но кто я здесь?
...В каком дому?
...И снится:
Мы огонь разводим
И что-то терпкое находим
В бутыли пыльной. И сверчок...
Ну, и, конечно же, собака
И крепость огурцов из бака,
Рябины вызревшей зрачок.
И мы сидим. Нет, мы витаем,
Как будто мир - необитаем,
И, наконец-то, мы одни!
И все сбылось и воплотилось,
И за надежды заплатилось,
И за погубленные дни.
...Но вот опять ее я вижу:
Я наклоняюсь ближе, ближе,
И все пытаюсь разглядеть.
"Ответь мне, кто ты?"
"Я, - смеется, -
Я та, что в руки не дается,
И о которой век скорбеть.
Я появилась в одночасье
Твоим понятием о счастье,
Деревней, женщиной, огнем,
Сверчком, собакой и любовью..."
...Я вновь прижался к изголовью
Не в силах сладить с этим сном...
Но все прошло. И я проснулся.
Лица небритого коснулся,
И вспомнил, что я здесь живу...
...Деревня... Женщина... Собака...
Я так давно уже не плакал
Во сне. Тем паче - наяву.

СЛУХИ
(диалог)

- Вам что-нибудь говорит имя - Павел Мальков?
- Нет.
- Нет!? А Фаина Каплан?
- Она, кажется, в Ленина стреляла...
- Кажется - или стреляла?!
- Кажется, стреляла - все равно...
- Действительно - все равно. Ну, а Павел Мальков?
- Да не знаю я, кто он?
- Говорят он был в 40-х начальником Воркутинского централа.
- Ну и что?
- Так в это время там Каплан сидела!
- Так ее же, кажется, расстреляли!
- Кажется - или расстреляли?
- Ну, расстреляли...
- Кто расстреливал-то?
- Не знаю, ЧК кажется...
- Наверное, не знаю... Но коменданта Кремля в первые годы Со- ветской власти - Павлом Мальковым звали. Может однофамильцы, а?
- Не знаю, какая разница?
- Да никакой... Только - напоследок - кто такая Вероника Пав-
ловна Каплан?

МЕЧТЫ...

Так хотелось бы, чтобы в каком-нибудь тихом скверике стоял
памятник пианисту - не Шуберту, не Шопену, не Рахманинову - а про-стому таперу, прожившему жизнь в музыке и умершему в ней.

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

А привокзальные буфеты были полны вернувшимися с войны ин-валидами, ненужными изуродовавшей их Родине... Вот он, сидит, колче-ногий и пьяный, наяривая под неизменный баян:

Если, Землю обнимая,
Лягу с пулею в груди,
Не тоскуй по мне, родная,
И назад с войны не жди.
Пусть другой вернется из огня,
Срежет с плеч погонные ремни -
Полюби его ты как меня,
Если сможешь, полюби.

А в это же время, совсем рядом, иные и иное:

В Неапольском порту
С пробоиной в борту
Жанетта выправляла такелаж.

Это какие-то иные уроки географии (Неаполь! - это вам не под-московные Мытищи) и любви ("Если сможешь, полюби").
А рынок... Безумный балаган, наполненный какими-то марсианс-кими именами - Вертинский, Козин, Лещенко...

Белочка, поймешь ли ты меня
или
На солнечном пляже в июле
В своих голубых пижама



Какая-то мозаика бесшабашной безнадежности. А над ней, над всем этим неизменно вставал огромный вал бессмертных "Журавлей":

Здесь под небом чужим я как гость безымянный
Слышу крик журавлей, улетающих вдаль.
Ах, как больно в груди, как мне хочется плакать,
Перестаньте рыдать надо мной, журавли.



ВЫВОД

А больше-то и писать нечего. Стоит, быть может, но - нечего. Впро-чем, и это зачем написал - не ведаю. Может - зря!?.
Когда-нибудь, наверное, продолжу. Впрочем, перечитав, понял, что некая законченность все же присутствует.
Спасибо всем, кто терпел и терпит меня - пишущего и нет.


Пекин-Москва,
1991-1996


  
 

   Создание сайта:   Artspace.Ru
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ПРОЕКТА:
Musa-motors:
VOLVO JEEP, JAGUAR, RENAULT, CHRYSLER, LAND ROVER
   Спонсоры проекта:

Очистка воды

Фильтры Honeywell

Надувные бассейны

Тюнинг автомобилей. Турбомоторы.
TopList