Сначала немного истории. Карбюраторы немецкой фирмы «Солекс» использовались очень давно, и особенно на двигателях Даймлер-Бенца и Майбаха- их ставили на самолеты и даже на танки «Тигр» «Пантера», самоходные орудия. Конечно, карбы сделаны, как все немецкое, добротно, но что нам хорошо, то немцу-худо, см ниже.
Я купил новый карб Солекс 21073-10 от «Нивы» и 4 года ездил на нем без проблем, прочищал 1 раз в год. Солекс имеет перед Озоном одно бесспорное преимущество-он хорошо заводится в мороз благодаря объединенным каналам холостого хода и переходной системы первой камеры. Но он начал потихоньку дурить-дергать при резком педалировании, неустойчиво работать на ХХ.
Проверку любого карба начинаем с бензонасоса. Ведь игольчатый клапан работает только в определенном диапазоне давления бензонасоса. Сейчас делают разнообразные двух-трех диафрагменные, поршневые насосы (Пекар), которые при повышении оборотов мотора начинают "пробивать" клапан и свечи заливаются. Доверять регулировке штока толкателя в 1,5 мм выступа над проставкой бензонасоса не следует, поэтому я добавлял паронитовые прокладки под бензонасос до тех пор, пока он не перестал качать бензин на холостом ходу. После этого я убавил прокладки на 0,5 мм и всё заливание и хлопки улетучились! Вообще, на моторах с большим рабочим объемом (свыше 1,7) необходимо понизить уровень в поплавковой камере на 2-3 мм,чтобы полностью исключить заливание на переходных режимах, это не скажется на мощностных показателях (см. книгу Тихомирова А.Н.-"Карбюраторы Солекс" Колесо, М, 2002.
Я перебирал все детали раз 5, ничего не помогало. Поговорив с корифеями-карбюраторщиками, обнаружил у него слабые места: это канал топлива холостого хода-если снять крышку карба, его можно найти по выступающей трубочке с резиновым колечком. Со временем это колечко ослабляется, и начинается колбасенье на ХХ. Примечательно, что это колечко трудно купить-не путать с кольцами винта качества ХХ или носика распылителя (явное вредительство!). Я купил корейский толстый стержень от авторучки с защитным резиновым колпачком на конце и отрезал от колпачка колечко высотой 2 мм. Причем эта резина бензостойкая!
Но главное вредительство было в нижней части карба. Сняв верх и присмотревшись, я оценил его верхнюю плоскость. Оказывается, крайние фланцы болтов крепления крышки сдеформировались до 0,4 ммм! И это при толщине картонной прокладки в обжатом состоянии 0,3 мм! Неудивительно, что между расположенными рядом каналом ХХ и задроссельного канала пускового устройства бензин спокойно периливался и скапливался за диафрагмой пускового устройства, выплескиваясь и заливая свечи! Я не перетягивал болты крышки никогда (клянусь!), а фланцы сдеформировалились от усталости дюраллюминия! Это крайние фланцы по линии вдоль диффузоров. Я отшлифовал надфилем выступы (движениями наружу, опилки не должны лететь внутрь), проверил плоскость и немного расширил центрирующие отверстия для выступов верхней крышки. Конечно, прокладку крышки необходимо ставить резиновую, но её трудно купить (опять-таки просто слов нет). Я её с трудом откопал у барыг на задворках Южного Порта- их делают на Украине.
Вывод: в каждом агрегате умышленно заложен механизм «самоликвидации» (см.мою статью о тамблерах) чтобы люди почаще меняли автомобили. Разве сложно увеличить толщину фланца на 1 мм? Кстати, мои знакомые на немолодых «девятках» просто поменяли этой зимой свои «Солексы»-им наплели в сервисе об невероятных дефектах. Примечательно, что все авторы книг дружно молчат об этом, хотя спецы об этом знают и разводят «лохов».
Желаю всем долгой службы карбюратора. Причем эти болезни почти не заметны летом, а зимой всплывают, обязательно проверьте даже новый карб. Бывает, переобогащает смесь из-за безобразно обработанной поверхности носика эл.магн.клапана (на глаз не заметно).
На карбе для 1,8 (там два носика - распылителя) я рекомендую откручиванием регулировочного винта на 0,8 оборота приоткрывать заслонку 2-ой камеры, ибо при педалировании на ней скапливается бензин и при открытии заслонки это "озеро" забрасывает свечи! |